Правовые документы

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ им. И.М.СЕЧЕНОВА

Заведующий - Константин Викторович СУДАКОВ, академик РАМН, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации


Физиология как научная и учебная дисциплина существует на медицинском факультете Московского университета с момента его организации. Это старейшая кафедра в системе медицинских вузов России. Имена ученых, стоявших у ее истоков и истоков отечественной физиологии, широко известны – С.Г.Зыбелин, М.И.Скиадан, Ф.И.Барсук-Моисеев, Ф.Ф.Керестури, И.И.Вечь и др. Кафедра физиологии была организована в 1835 г. А.М.Филомафитским. На кафедре были заложены основы физиологии как экспериментальной науки, здесь была сформирована первая в России Московская физиологическая школа. Наряду с изучением механизмов жизнедеятельности организма предметом научного исследования были и социальные проблемы (И.М.Сеченов, М.Н.Шатерников, И.П.Разенков). С приходом на заведование кафедрой в 1955 г. П.К.Анохина основной научной идеей, объединяющей и направляющей как преподавание, так и научные исследования, стала теория функциональных систем. В 1974 г. кафедра была объединена с Институтом нормальной физиологии им. П.К.Анохина в единый научно-педагогический комплекс, руководителем которого стал К.В.Судаков. Институт в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки» тесно взаимодействует с кафедрой нормальной физиологи ММА имени И.М.Сеченова. 35-ти летний опыт совместной работы Института и кафедры продемонстрировало его высокую эффективность как новую форму интеграции фундаментальной науки, медицинского образования и подготовки научно-педагогических кадров. Учебно-методическая работа кафедры (лекции, семинары, практические занятия) строится на теории функциональных систем П.К.Анохина, которая рассматривает физиологию не отдельных органов, а объединение их в функциональные системы. Системный принцип изложения облегчает выработку у студентов клинического мышления, понимание процессов компенсации и индивидуальных реакций организма на различные раздражители окружающей среды. На кафедре проводятся занятия со студентами лечебного, медико-профилактического, фармацевтического (дневного и вечернего) и стоматологического факультетов, военного факультета, факультета высшего сестринского образования (дневного, вечернего и заочного), факультета по подготовке научно-педагогических кадров. Кроме того, сотрудники кафедры и Института проводят занятия со студентами медико-технического отделения Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана. В педагогическом процессе на кафедре активно участвуют сотрудники Института нормальной физиологии им. П.К.Анохина РАМН. Важное место в педагогической деятельности кафедры занимает работа с факультетом повышения квалификации. Занятия проводятся с преподавателями кафедр нормальной физиологии медицинских институтов страны. Сотрудниками кафедры ведутся научные исследования по изучению физиологических механизмов предрасположенности и устойчивости к эмоциональному стрессу, роли регуляторных пептидов в организации физиологических функций. На кафедре постоянно осуществляется большая научно-методическая работа. Здесь в 1835 г. вышел первый отечественный учебник физиологии на русском языке А.М.Филомафитского "Физиология, изданная для руководства своих слушателей". В последующие столетия неоднократно издавалась учебная литература (учебники, руководства, пособия), помогавшие студентам в изучении физиологии. С позиций системного подхода преподавателями кафедры совместно с сотрудниками Института, под редакцией К.В.Судакова, изданы ряд учебников, коренным образом отличающиеся от всех существующих учебников по физиологии, т.к. изложение материала в них строится не по традиционному способу, а с позиций теории функциональных систем П.К.Анохина: "Основы физиологии функциональных систем" (1982), "Курс физиологии функциональных систем" (1999), "Физиология: основы и функциональные системы" (2000), «Нормальная физиология (2006). В 2002 г. вышел объемный том "Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии", в котором впервые предпринята попытка создания универсального пособия, предназначенного для студентов различных факультетов. Основным научным направлением кафедры является изучение системных механизмов психоэмоционального стресса у студентов в различных учебных ситуациях с учетом их типологических и индивидуальных особенностей с целью оптимизации учебного процесса.

 
Warning: include(uploads/fotos/linker.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/n/nphys/old.nphys.ru/public_html/index.php on line 228 Warning: include(uploads/fotos/linker.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/n/nphys/old.nphys.ru/public_html/index.php on line 228 Warning: include(): Failed opening 'uploads/fotos/linker.php' for inclusion (include_path='.:/opt/php53/share/pear:/usr/share/pear') in /home/n/nphys/old.nphys.ru/public_html/index.php on line 228